вторник, 26 января 2010 г.

Экзистенциальная психотерапия

Когда человек говорит: «Я никогда не смогу так полюбить», -умудренные жизненным опытом люди говорят: «Не цепляйся за свои чувства, а наслаждайся и пользуйся ими! Постарайся постоянно держать в своей голове все хорошие ощущения, которые когда-либо с тобой были, вне зависимости от контекста происходящих событий».

Эмоционально принять такую точку зрения трудно. Она может показаться извращенной обычному человеку, воспитанному на пословицах, типа: «кровь - гуще чем вода». Хотя, умом можно понять: в этом есть здравый смысл. Есть очень интересная «молитва» - самовнушение поборников гештальт психологии:

Я – это я. Ты – это ты.
Я живу не ради твоего удовольствия,
И ты живешь не ради моего.
Я делаю свое дело, ты – свое,
И если случится так, что мы встретимся,
Нам будет хорошо.

К такому строю семейных отношений, практически, очень трудно прийти. Вспомните, начиная со школы, мы писали сочинения о сложных взаимоотношениях отцов и детей, супругов между собой, не делая из этого никаких правильных и практических выводов. В своей жизни повидали много семей, но можно по пальцам пересчитать те, где внутри семьи, между родителями и детьми, царила бы гармония, уважение и взаимопонимание. Скорее, обычные семьи напоминают поле боя, где враждующие армии не могут ни прийти к мирному соглашению, ни разойтись и оставить друг друга в покое.

Каждый человек считает, и справедливо считает, что у него тонкая душа, и, если этого не замечают ближние, значит, это бесчувственные и серые люди. Тогда начинает развиваться суицидальное поведение, выражающееся либо в деструктивных эмоциональных поступках, алкоголизме, наркомании, и, что еще хуже, напрямую - в суициде. Подобное поведение в психологии принято называть "аффективным". То есть, с минимальным присутствием рассудительности и максимальным напряжением эмоционально-чувствительной сферы. Недаром, в древней Греции человека, находившегося в крайней степени влюбленности (состоянии аффекта), за совершенные проступки не привлекали к ответственности. Считалось, что человек в таком состоянии - просто невменяем, а значит, суду не подлежит.

О крайнем проявлении такого поведения, очень хорошо описывается у Экзюпери: «…Уж не знаю, какая несчастная любовь толкнула его на это, но он старательно всадил себе пулю в сердце. Не знаю, какому литературному образцу он следовал, натягивая перед этим перчатки, но помню – в этом жалком театральном жесте я почувствовал не благородство, а убожество. Итак, за приятными чертами лица, в голове, где должен бы обитать человеческий разум, ничего не было, ровно ничего. Только образ какой-то глупой девчонки, каких на свете великое множество.
Эта бессмысленная судьба напомнила мне другую смерть, поистине достойную человека. То был садовник, он говорил мне: – Бывало, знаете, рыхлю заступом, землю, а сам обливаюсь потом… Ревматизм мучит, ноги ноют, кляну, бывало эту каторгу на чем свет стоит. А вот нынче копался бы и копался в земле. Отличное это дело! Так вольно дышится! И потом, кто теперь станет подстригать мои деревья? Он оставлял возделанную землю. Возделанную планету. Узы любви соединяли его со всеми полями и садами, со всеми деревьями нашей земли. Вот кто был ее великодушным, щедрым хозяином и властелином. Вот кто обладал истинным мужеством, ибо боролся со смертью во имя Созидания.»

Вот уж, действительно, экзистенциальное решение вопроса: – Кому посвятить Богом данную жизнь? Целиком, другому человеку, или организовать свою деятельность и жизнь ради Созидания, понижения хаоса на всей Планете, «возделывая ее малую часть». Где человек, которого ты любишь, рассматривается не как выделенный субъект, а как неотъемлемая часть этого мироздания, планеты Земля.

«Возделывая» атмосферу общения, систему ценностей, материальный мир вокруг себя – совершенствовать само мироздание. Безусловно, такое мировоззрение развить сложно, но оно - единственное приводящее все в гармонию.

Возможно, поможет приблизиться к такому мировоззрению еще одно наблюдение Экзюпери: «…Никогда не забуду мой первый ночной полет – это было над Аргентиной, ночь настала темная, лишь мерцали, точно звезды, рассеянные по равнине редкие огоньки.
В этом море тьмы каждый огонек возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружен в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьется над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным – тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звезды, а сколько еще там закрытых окон, сколько погасших звезд, сколько уснувших людей…Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, – быть может, иные и отзовутся…»

Человеческой натуре присущ постоянный поиск и сравнение лучшего качества жизни. При этом забывается поговорка: «Хорошо там, где нас нет. И тогда хорошо, когда нас нет». Все это заставляет человека, отчасти, чувствовать неудовлетворенность жизнью: своей «половиной», детьми и т.д..
Однако, есть способы научиться находить и получать то, что хочется. Если нет идеала, как и истины, в чем-то одном, то его можно накопить и сложить…
К примеру, притча:

«Однажды к отшельнику пришел странник и, исполнив ритуал приветствия, попросил наставить его на путь истины.
- Я знаю, что занимает твои мысли и крадет радость бытия, – сказал отшельник. – Всю свою жизнь ты ищешь совершенства в людях и, не находя его, не можешь обрести покой. Но я знаю лекарство от твоей болезни. В общении с каждым следует искать лишь то, что тебе по душе, дополняя качества одного чертами другого и свойствами третьего. Тогда в дюжине мужчин ты сможешь обрести хорошего друга, а в дюжине женщин – Великую Любовь…»
Все это станет приемлемо к исполнению, если мы смирим свою гордыню для того, что бы постигать, не стыдясь учиться и развиваться.